Московский центр метрологии отвечает за поверку средств измерений предприятий Московской железной дороги. В её подразделениях эксплуатируется более 167 тыс. средств измерения различного назначения. Каждое из них периодически проходит проверку на точность. О том, как это происходит, мы попросили рассказать начальника центра Юрия Селуянова.
Юрий Селуянов, начальник Московского центра метрологии
– В прошлом году в связи с запуском Московского центрального кольца ваш центр расширил область аккредитации для работы с новыми наукоёмкими приборами. Сколько вы их сегодня обслуживаете?
– В настоящее время освоена поверка шести новых типов радиоизмерительных приборов. У них сложные, непонятные для непосвящённого названия – частотомер электронно-счётный или генератор низкой и высокой частот сигналов.
Для работы с ними нужно не только высокотехнологичное оборудование, но и специальные знания. Прежде чем приступить к поверке новых приборов, наши сотрудники несколько месяцев обучаются на получение права их обслуживания.
В общей сложности специалисты центра производят поверку более 400 типов приборов. Всего центр аккредитован на проведение 71 наименования измерений.
– Московское центральное кольцо – это 54 км наукоёмких технологий и оборудования, центр выбрал на поверку шесть типов приборов, почему не больше?
– Наш выбор обусловлен исключительно экономической целесообразностью. Хотя возможности центра широки, но не безграничны.
Освоение работы с новым оборудованием требует создания определённой технологической базы. На её оснащение только для работы с приборами МЦК мы потратили несколько сотен тысяч рублей. Обучение работников обслуживанию оборудования тоже стоит денег. Все затраченные средства должны как минимум окупиться. В этом наш расчёт.
Метрологическое обеспечение – дорогостоящий процесс. Поверка одного трансформатора мощностью до 0,4 кВт стоит около 3 тыс. руб., более мощных – в два раза дороже. Кстати, на полигоне Московской дороги находятся свыше 17 тыс. объектов измерения, существенную долю которых занимают именно трансформаторы.
Это один из весомых наших источников работы и доходов, но не единственный. Наибольший объём договоров заключён центром на поверку 539 железнодорожных товарных и вагонных весов.
– Как проходит процесс их обслуживания?
– Поверка всех весов проводится ежегодно по жёсткому графику. Железнодорожные весы поверяются с помощью весоповерочного вагона.
Внутри его находятся две двухосные тележки весом по две тонны, 26 эталонных образцовых гирь по две тонны весом каждая и кран-штабелёр.
Руководит процессом поверки наш сотрудник – машинист весоповерочного вагона. Во время поверки весов фиксируется и протоколируется состояние каждой детали механизма – от смазки до покраски. Справляется с таким объёмом работ всего 31 человек.
– Трудовой энтузиазм работников центра, конечно, важен, но в современном мире немалое значение имеют высокие технологии – подразделение использует их?
– Мы уже говорили об обслуживании трансформаторов, так вот этот процесс занимает много времени. Сократить срок поверки оборудования помогает передвижная высоковольтная поверочная лаборатория на базе автомобиля.
Её возможности позволяют сотрудникам центра самостоятельно выезжать на объект поверки и работать с трансформаторами непосредственно на месте. Ранее их отправляли в государственные центры метрологии, а после поверки получали обратно.
Теперь лаборатория позволяет экономить не только время, но и сокращать транспортные издержки. В прошлом году наш центр получил вторую передвижную лабораторию, которую планируется использовать для выполнения новых видов испытаний и измерений параметров электроустановок и сооружений.
– Поверка трансформаторов – только часть работы центра, а другое оборудование приходится привозить в Москву?
– С появлением у нас первой подвижной метрологической лаборатории на базе пассажирского вагона мы получили возможность проводить поверку средств измерений радиотехнических и электрических величин (вольтметров, амперметров и т.д.), средств геометрических измерений (штангенциркулей, микрометров и т.д.) прямо на предприятиях.
Лаборатория включается в состав поезда дальнего следования, который подвозит её и слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике буквально к месту работы. Её специальный пассажирский вагон разделён на две части – рабочую и жилую. В жилом отсеке сотрудники лаборатории находятся во время движения поезда и в часы отдыха. В рабочей же зоне они обслуживают измерительные приборы. После окончания работ в одном месте лаборатория отправляется на следующее предприятие.
– Для того чтобы проводить поверку, необходимо иметь солидную эталонную базу, есть ли она в подразделении?
– В нашем центре имеются 54 образца эталонного оборудования, зарегистрированного в реестре Росстандарта. На их приобретение ушло около миллиона рублей. Конечно, наш метр из легированной стали отличается от того, что лежит в палате мер и весов Франции, но нам достаточно его точности. Раз в год всё эталонное оборудование проходит проверку на соответствие применения в Российской палате мер и весов.
– Чем французский метр от нашего отличается?
– Он для большей точности сделан из хрусталя, который имеет меньший коэффициент расширения при изменении температуры, чем металл. Точность в метрологии имеет главное значение.
Ведь почти в любом технологическом процессе существуют свои измерения. Даже толщина покраски корпуса электричек измеряется специальным прибором – микрометром. В микронах же оценивается и точность обработки деталей железнодорожной техники. Поэтому даже слесарям в депо необходимы наши эталоны.
– В этом году Московский центр метрологии впервые участвует во всероссийском конкурсе «Лучшие испытательные лаборатории (центры) России». Как вы оцениваете свои шансы на победу?
– По сравнению с конкурентами у нас есть некоторое преимущество. Наши сотрудники не только поверяют, калибруют средства измерений геометрических, электрических, механических величин, но и ремонтируют их. Естественно, участие в творческом соревновании обязывает сотрудников центра сконцентрироваться не только на результатах и качестве работы.
Все работники и руководители подразделений следят, чтобы поверка проходила по установленным правилам, с ношением спецодежды, применением антимагнитных браслетов и так далее.
– Соревновательный настрой коллектива не отменяет текущих задач, планов на перспективу – каковы ваши ближайшие задачи?
– Мы намерены вдвое увеличить объём работ по поверке трансформаторов тока и напряжения. Для этого готовим ввод в эксплуатацию второй передвижной высоковольтной поверочной лаборатории.
Сейчас составляем планы и продумываем логистику её работы, готовим штатное расписание. Кроме того, в целях политики импортозамещения наш центр постепенно переходит на использование отечественных приборов. При этом важным параметром при их покупке становится ремонтопригодность.
Также ищем новые возможности для расширения работы в области аккредитации новой техники, в связи с чем планируем и в дальнейшем приобретать высокотехнологичное оборудование.
Беседовал Валерий Осипов 17.05.2017.
Разработка сайта — Medafarm Studio