Москва ул. Буракова д. 8

(499) 266-30-20

c 8:00     до 17:00

Единство измерений

В настоящее время Московскую железную дорогу проверяют территориальные органы Ростехрегулирования. Работа эта продлится до июля 2007 года. Сделать предстоит немало, ведь на дороге эксплуатируются несколько десятков тысяч средств измерений (СИ), подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. И перед принятием нового Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» необходимо оценить наличие и правильность применения СИ на железнодорожном транспорте, учесть  их положительные и отрицательные моменты.

На дороге нет технологического процесса, где бы не применялись средства измерений. Машинист оценивает тормозной путь по тормозному манометру, дежурный по станции по амперметру судит о состоянии стрелочного перевода, электромеханик с помощью тестора определяет надежность токовой рельсовой электрической цепи, дефектоскопист стоит на страже безусловной безопасности движения на участках формирования колесных пар, автосцепных устройств и буксовых подшипников. С помощью путевого шаблона технолог, мастер, бригадир следят за выполнением технологического процесса и применением средств диагностики и измерений. Например, при ТР-1 локомотива применяется более 200 измерений, и наличие исправных средств прямо пропорционально безусловной безопасности движения.

Если вспомнить историю нашей столичной магистрали, то первый и единственный центр был создан в 1959 году — это Дорожный центр стандартизации и метрологии (ДЦСМ) при локомотивном депо Москва-Сортировочная Казанская. Он функционирует и по сей день, ремонтирует и проверяет более 400 типов приборов, проводит метрологическую экспертизу технологических процессов и технических регламентов, занимается аттестацией испытательного оборудования.

Деятельность центра тесно связана с работой структурных подразделений дороги. И практически он является не только сервисным центром дорожного значения, но и ведущим предприятием по организационно-методическим вопросам в части метрологического обеспечения.

В связи с дальнейшим реформированием отрасли предполагается разделить локомотивное хозяйство на ремонтную и эксплуатационную сферы. Естественно, главные инженеры структурных подразделений, другие специалисты живо интересуются, что будет с Центром, кому он будет подчиняться, как будет планироваться работа по графикам ремонта и проверки средств измерений? Несомненно, Центр будет и дальше функционировать и решать возложенные на него задачи. Ибо централизация всегда выгодна, а децентрализация требует колоссальных затрат.

На перепутье веков ДЦСМ значительно расширил номенклатуру ремонтируемых и проверяемых СИ. Если в 1999 году силами дороги и Центра проверялось и ремонтировалось 45 процентов приборов, а сейчас — более 80 процентов. В целях технологической независимости дорогой получена лицензия на ремонт и право проверки средств измерений.

Сначала экономический эффект от деятельности центра был незначителен. А в 2006 году он составил более 30 млн рублей, и это не предел.

Со второго квартала текущего года ДЦСМ планирует освоить калибровку таких важных средств измерений, как УКРУП и граммометры, что, в свою очередь, повысит технологическую независимость дороги. В ближайших планах — создание электронной базы стандартов, инструкций, нормативных документов Ростехрегулирования, чтобы каждый работник независимо от расстояния смог оперативно получить исчерпывающую информацию. ДЦСМ, высвобождая структурные подразделения дорог от дополнительных затрат на содержание персонала, эталонов по метрологическому обеспечению технологических процессов, приносит большую пользу дороге и, несомненно, повышает производительность.

Не за горами и вступление России в ВТО. Стиль работы международной организации связан с четким соблюдением инструкций, квот, стандартов, технических регламентов, повышением требований к качеству услуг, товаров и соответствующих измерений. И сегодня деятельность столичной магистрали тесно увязана с законами РФ «Об энергосбережении», «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании», а единственным инструментом по выполнению требований этих законов и работы с государственными надзорными органами в части обеспечения единства измерений — ДЦСМ при депо Москва-Сортировочная.

С начала года только Центр подвергся надзору трех государственных ведомств. Отрадно, что нарушений, влекущих за собой штрафные санкции к руководству дороги, не выявлено. Вместе с тем ресурс Центра в существующей организационной структуре не безграничен. Проверки показали, что требуется усиление его состава. На 90 процентов его специалисты занимаются производственной деятельностью. Нет в штате специалистов по качеству, метрологии, стандартизации, аттестации испытательного оборудования, экспертизы технологических процессов и регламентов. Решение этих и других важных вопросов, связанных, в том числе и с обеспечением оптимального финансирования работ Центра, поможет повысить их эффективность, внесет вклад в улучшение метрологического обеспечения и качества труда на дороге.

Юрий СЕЛУЯНОВ,
главный метролог-начальник ДЦСМ

Дата: 23 марта 2007

Разработка сайта — Medafarm Studio